НОВОСТИ ВОРОНЕЖ

«Наш общий почерк – это атмосфера» Интервью с Алексеем Проскуряковым, директором первого в Воронеже, частного театра «Кот»

Что такое частный театр? Чем он отличается от государственного?
В первую очередь, это свобода выбора. В государственном планирование на годы вперед, у нас такого нет. Если нравится пьеса и есть свободные актеры – постановка увидит свет. Частный театр не финансируется государством, поэтому ответственность за результат лежит только на нас. Ещё одно отличие - возможность набирать актеров в труппу. Гостеатру взять актёра без диплома тяжело, практически невозможно.

Как получилось, что у вас два года основания (2013 и 2015)?
23-го ноября 13-го года мы выпустили первый спектакль «Ветер в тополях». Ещё не были театром как таковым, поэтому мы не считаем это днём рождения. Потом в 15-м году мы впервые начали играть регулярно, каждый месяц, постепенно увеличивая количество спектаклей. В 19-м году открыли свой зал.

Помимо директора вы ещё и главный режиссер? Как совмещаете эти две роли?
Скорее, наоборот, помимо главного режиссёра, я ещё и директор. Важно понимать, что директор – это не главный человек в театре. Самый главный – художественный руководитель. А директор занимается хозяйственной частью. В частном театре мы все выполняем не одну роль. Актёр может быть монтажником, помощником режиссёра, световиком, звуковиком, художником по свету, по звуку, гримером и т.д.

Как вы планируете репертуар?
Мы ставим то, что нравится. После прочтения пьесы договариваемся с автором и ставим.

Какие жанры вам ближе?
Лично мне ближе умная комедия. Поэтому я часто ставлю французскую комедию, которая достаточно бодрая, веселая, но при этом всегда со смыслом.
В нашем театре есть все, каждый спектакль – это какое-то событие. Этим мы отличаемся от других театров в городе - не угадаешь, что увидишь в следующий раз. Наш общий почерк – это атмосфера.

Сколько у вас актёров сейчас в труппе? Ведете ли набор новых?
30 человек, включая техническую группу. Сейчас ищем актера-мужчину определённого типажа.

Как вы считаете – нужно ли актеру профессиональное образование?
Образование – нет, нужна хорошая театральная база; где человек её получил, нам всё равно. Мы не смотрим но это - есть диплом или нет. Актер приходит и показывает, на что он способен. Если есть диплом, но он не может играть – мы прощаемся. Человек, который пару лет позанимался в театральной студии может быть на уровень выше, чем дипломированный актер.

Вам ставил несколько спектаклей Московский известный режиссер, что это были за спектакли?
К нам приезжали два режиссёра из Москвы: Артур Марченко и Сергей Аронин. Спектакль «Уличённая ласточка» по Нине Николаевне Садур поставили в 18-м году совместно с Марченко. Хорошая абстрактная постановка, сложная по подаче, но до сих пор идет и собирает залы.
Сергей Аронин поставил у нас 3 спектакля, один из них - «Призраки Додо или 13 историй о любви». Для театра Кот это был интересный театральный опыт – постановка шла 4 часа. Сергей очень творческий, крайне интеллектуальный, начитанный человек, работал с огромным количеством московских театров.

Вы говорили, что есть спектакли, которые ставите первыми в России и первыми в мире, расскажите о них
«Да здравствует Бушон», «Момо» и многие другие мы первыми поставили в России. Еще «Призраки Додо», который я выше называл. Он состоит из нескольких пьес Дона Нигро, американского драматурга. Часть из них мы точно поставили первые в России в рамках этого спектакля. Первыми в Европе поставили «Чарли Чаплин и сибирская богиня обезьян» – это тоже по Дону Нигро, только уже ставил я. Мы работаем с актуальной европейской драматургией, зрителям нравится, как мы ее ставим. Поэтому очень часто эти произведения попадают к нам первыми.
В нашем репертуаре еще есть авторские спектакли. Один из них - «По ту сторону», в котором мы движениями показываем сны. Его поставила наша актриса, Юлия Воронцова. У нашего худрука , Анастасии Проскуряковой, есть спектакль «Мгновения».

Вы называете свои спектакли специфичными, почему? Готов ли современный зритель понять их?
Они просто рассчитаны на разное восприятие. Например, «Человек-подушка» очень тяжёлый морально спектакль. К нему и другим похожим спектаклям мы ставим дисклеймер. Там поднимаются тяжёлые темы, но само эмоциональное состояние у зрителя после спектакля остается потрясающее - одновременно и тяжёлое, и светлое.
«Кафе Отчаяние» специфический спектакль, потому что мы там играем как в кафе. Мы выставляем столы, зрители сидят за ними, пьют напитки, а мы среди них бегаем и играем спектакль. Это приятный опыт.
Зритель же хочет больше отдохнуть. Чаще всего выбирают стандартные комедии, детективы. Такие постановки, где можно посмеяться, надо немножко подумать, а в конце всё пояснят и расскажут.

Посоветуйте, как выбрать постановку по душе, если человек пришел в театр впервые?
Для начала нужно определиться с жанром. Задайте себе вопрос «какие фильмы мне нравятся и не нравятся?» Попробуйте найти спектакль в похожем жанре, даже если постановка не понравится – не будет отталкивающего опыта.
Если театр контактный, как наш, то подобрать спектакль вам с удовольствием помогут. Нам всегда можно написать и спросить: «Я хочу на что-нибудь интересное сходить. Я люблю посмеяться и подумать. Что вы мне посоветуете?» И мы предложим постановку, которая поможет познакомиться и с театром, и с жанром в целом.

Юлия Булатникова, обозреватель «Рускультпром»