НОВОСТИ ВОРОНЕЖ

Рецензия на премьеру социального спектакля «Глубокие люди».

«Зависимый человек зависим во всем» - социальный спектакль «Глубокие люди» поднимает проблему губительных пристрастий и внутреннего заточения личности.

В воронежском Никитинском театре показали премьеру спектакля с элементами вербатима «Глубокие люди» режиссера Веры Буториной по пьесе Павла Трощего с артистами Театра-Школы «Образ».

В постановке поднимаются важные социальные проблемы. Многогранно раскрывается тема зависимости, демонстрируя последствия нездорового выбора людей, попавших в капкан собственных пристрастий. Всё это подводит зрителя к размышлению о личностной свободе, которую так просто потерять или… променять на очередную бутылку, дозу, деньги, мнимую любовь, являющуюся на самом деле лишь угнетающей привязанностью.

Пьеса Павла Трощего – это своего рода автобиографичный дебют. По признанию самого автора, он прошел реабилитационный путь и нашел опору для выздоровления в творчестве, подобно герою произведения, которого он и играет на сцене. А постановка лишний раз подчеркивает мысль о том, что «театр – это отражение жизни», ведь монологи, звучащие со сцены, - реальные отрывки из интервью с людьми, имеющими печальный опыт зависимости. Павел в данном случае является не только наглядным примером и мотивацией для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, но и портретом еще одного главного героя постановки – самой многоликой Зависимости, играющей на человеческих слабостях в морской бой – мимо, ранен, убит…

Сюжет постановки строится вокруг семейной пары с созависимым типом отношений, и однажды муж-алкоголик Руслан (в исполнении Павла Трощего) по своему желанию оказывается в реабилитационном центре, где знакомится с Егором (Дмитрий Новиков) и Аней (Анастасия Гончарова), лечащимися от наркозависимости. У каждого персонажа свои истории, которые в определенный момент чуть не выбили несчастных людей из колеи жизни. Решение обратиться в центр становится первым шагом на пути к освобождению, которого на самом деле жаждут все. Герои понимают, что подсели на дешевый дофамин, сами себя продали в рабство игле, стакану, искусственным эмоциям, потеряв настоящий и разнообразный вкус жизни. Борьба с собственными внутренними оковами тяжела, она сопровождается ненавистью к себе и родным (например, Егор признается, что часто думает об убийстве своих матери и бабушки, а любит только своего породистого кота, с помощью которого хочет разбогатеть на разведении питомцев, а деньги потратить на очередную дозу), неосознанным стремлением заменить одно навязчивое влечение на другое (ту же зависимость от жены Руслан запивал водкой), горем о разбитых мечтах (жена Руслана, ее мать и подруга, допивая новую бутылку, вспоминают, что с детства желали стать актрисами, танцовщицами или певицами, но вместо того, чтобы идти к мечте, выбрали другой путь).

«Главный» в диспансере – Борис – представлен голосом за сценой, ассоциирующимся с голосом разума, который уверяет, что Руслану лучше остаться здесь на весь год, а не на месяц, как они договаривались изначально: «Психике надо восстановиться. Походишь на группы, приведешь себя в порядок». Хотя Руслан на протяжении всего спектакля мечтает о трех вещах – сбежать из больницы любым способом, покурить и вернуться к жене Вере (ее играет Оксана Лебедева), ведь «она, бедняжка, дома одна». Мечты героя о побеге обыграны в пьесе сквозь нотки иронии, а сам Руслан кажется наивным, когда сообщает в очередной раз о своих планах «свалить через окно» или «убежать ночью». Ведь главный враг, от которого он пытается сбежать – это он сам. А от себя, как известно, не убежишь.

Тем временем благоверная постоянно «тусуется» с мамой (исполняет Марина Лемешкина) и подружкой (Яна Юрина) то в фитнес-зале, то на кухне за бутылкой чего-то крепкого под «Шальную императрицу». Дамы зациклены не только на алкоголе, но и на теме «мужиков». Их беседы под неизменное «наливай!» ограничиваются вопросами материального обеспечения и избавления от обманутого Руслана, который уже успел переписать все имущество на любимую жену. А на досуге они промышляют поиском новой жертвы, чтобы и от нее впоследствии «потребовать алименты». Ведущие женские персонажи довольно поверхностны несмотря на то, что в спектакле всех героев с различными формами зависимости стараются представить «глубокими» с психологической точки зрения. Они полностью отдали себя во владение той самой бытовухе – купить мясо подешевле, найти мужика побогаче, разлить еще по бутылочке, чтобы добавить веселья.

Мать все время норовит кому-нибудь подсыпать крысиный яд – сначала желает убить зятя, «отдыхающего, как в санатории, в реабилитационном центре вместо того, чтобы зарабатывать», а потом покушается на подругу, у которой обнаружилась большая сумма наличных. Дочь не дает ей совершить злодеяние, между женщинами завязывается драка, и Вера убивает мать стулом. В этот момент зал наполняется кромешной темнотой, а уже в следующей сцене, как бы закольцовывая представление, героиня открывает глаза в том же реабилитационном центре, откуда недавно выписали Руслана, и над ней простирается голос Бориса. Спектакль оставляет зрителя в неведении, есть ли у Веры шанс на выздоровление, способны ли люди навсегда выбраться из этого порочного круга.

Между сценами с участием главных героев зрителю предлагают послушать послания реальных людей, столкнувшихся с серьезной формой нарко- и алкозависимости. Во время актерского чтения монологов на большом экране мелькают имена: «Алексей, алкоголизм… Надежда, наркотики…» и еще много-много имен и глубокомысленных посланий людей, отрефлексировавших страшный период своей жизни. Так спектакль наполняется горьким остросоциальным смыслом о том, как человек, лишает себя свободы выбора и деградирует:

«Зависимый человек зависим во всем. Задача не бросить, а не хотеть употреблять. Каждый раз бросаю и каждый раз начинаю… Упал – вставай… задача не бросить, а не хотеть употреблять».
Обозреватель проекта «Рускультпром» Анастасия Асташова.