НОВОСТИ ВОРОНЕЖ

Спектакль «Horses» на сцене Воронежского камерного театра исследует личность и общество.

Танцевальный спектакль Александры Столяровой и Любови Савчук рассказал о влиянии непрерывных социальных связей на личность, о противоречивой природе общества, скрепленного единой историей и культурой, и поднял вопрос индивидуального начала в людях. Пластическая постановка позволяет погрузиться в волнующее исследование-аллегорию социума и свободы, чтобы попытаться осознать глубину характера всего народа, каждого человека по отдельности и себя самого.

Несмотря на название спектакля, отсылающее к вольнолюбивым лошадям, чье счастье заключено где-то на просторах бескрайнего поля, постановка «Horses» - это про людей, которые только пытаются разобраться в понятии свободы.

На фоне тревожной музыки, порой сменяющейся на «звуки бытия» - на тиканье часов, учащенное сердцебиение, звон колокольчиков, кардиограмму, разбивающееся стекло – герои с первых минут изучают самих себя в отрыве от целого общества. Из шеренги по одному выходят совсем босые артисты в похожих легких костюмах цвета песка и глины, отсылающих к образу первобытности, и в танце каждый проявляет индивидуальные черты, знакомит «зрителя-сообщника» с ними. Затем на протяжении всего спектакля герои постоянно то сливаются в одно целое, превращаясь в безликое единообразие, то делятся на группы или распадаются на пары, ходят по кругу, держатся за руки и, наоборот, разрывают общую цепочку, демонстрируя с помощью таких метафоричных телодвижений модель социального поведения.

Тема круга, хождения по кругу оказывается лейтмотивом произведения. Герои не просто движутся друг за другом по предначертанному им пути, снова и снова возвращаясь на прежние места, они то обгоняют своих сообщников, то остаются позади. Ведь когда мы идем по кругу, лидеров в нем словно и нет – все равны, каждый обгоняет предыдущего и в то же время отстает от него. Хореографы как будто говорят о том, что все люди находятся в совершенно замкнутом пространстве и они ведомы тем, кто наделяет их судьбой – чертит тот самый путь. Наблюдая со стороны, как артисты изображают радость, шаг за шагом следуя по нарисованной на сцене границе, невольно задумываешься о субъективном, почти мифическом ощущении свободы в жизни. Свободы, заранее ограниченной рамками общественных условностей, которые не в силах разорвать один человек.

Интересной деталью стал рисунок на заднике сцены, который с помощью малярного скотча во время представления чертил один из танцоров. Он изображал кривые линии, похожие на график роста и падения, развития и деградации целого общества или же отдельно взятой личности. Сам по себе спектакль – это как лента времени, охватывающая период развития истории человечества.

Движения и эмоции танцоров заставляют зрителя сосредоточиться на поиске идее постановки. То артисты бегают по сцене, настигнутые навязчивым ультразвуковым шумом, то следующая сцена знакомит нас с парой девушек, отзеркаливающих движения друг друга, словно одна из них реальная, а вторая – ее тень или отражение. Спектакль – размышление о жизни во всех ее гранях – физической, психологической, социальной и философской. О последней напомнили строчки из «Исповеди» Льва Толстого, спроецированные в одной из мизансцен на весь зал. Под звук «космоса» они бесконечно стирались и печатались снова, отвечали на главный вопрос: «В чем смысл моей жизни? – был один: ты – то, что ты называешь твоей жизнью, ты – временное, случайное сцепление частиц. Взаимное воздействие, изменение этих частиц производит в тебе то, что ты называешь твоею жизнью. Сцепление это продержится некоторое время; потом взаимодействие этих частиц прекратится – и прекратится то, что ты называешь жизнью, прекратятся и все твои вопросы. Ты – случайно слепившийся комочек чего-то»

Уникальность этого танцевального спектакля заключается в том, что зритель имеет возможность по-своему, на основе собственного мировоззрения и восприятия действительности, считывать метафоры и аллегории, эмоции и движения артистов. Общество, представленное в спектакле, – это такое же гибкое, пластичное понятие, как и сам танец «Horses». Смыслы и символы проявляются во всеобщем смехе героев, в удачно вплетенных элементах народного обрядового танца – хоровода и «ручейка», в прорывающейся из пугающей тишины знаменитой песне «Unchained melody»… Вдруг после всех событий, говорящих о проблемах человека, подчеркивающих сложные социальные вопросы, на сцене звучит знакомое каждому «Oh, my love», и мелодия взаправду освобождает уставших от всего «общественного» людей. Они все равно остаются внутри нарисованного круга вместе, а в каждым по отдельности живет стремление к любви и бегство от одиночества.
Анастасия Асташова, обозреватель «Рускультпром».
2024-06-27 11:02