Уличный театр «Странствующие куклы господина Пэжо» выступил в Воронеже на открытии Платоновского фестиваля.
1 июня на открытии XIII Платоновского фестиваля искусств в Воронеже в программе, посвященной уличным театрам выступил коллектив старейшего уличного театра России из Санкт-Петербурга «Странствующие куклы господина Пэжо». Артисты под художественным руководством Матушки Медоуз (Анны Шишкиной) приехали с многоуровневым представлением «Могота» в тематике русского фольклора – с участием «нечисти», с «чудаками-мужиками», обрядовыми куклами, колыбельной и ярмарочным балаганом. Специфичное уличное искусство погрузило зрителей в настоящую сказку, напомнило о забавных персонажах славянской мифологии, силе русского духа и энергетическом драйве славянских гуляний.
Еще до начала представления горожане с любопытством разглядывали декорации, созданные художниками театра: домики, обвешанные пестрой тканью и узорчатыми коврами, деревянные лестницы, метелки, веревочки, разноцветный забор, из-за которого скоро выпрыгнут персонажи спектакля и пригласят стать его героями самих зрителей. По сути, представление началось уже задолго до того, как зазвучала музыка и артисты вышли на импровизированную сцену, ведь подготовка к спектаклю проходила прямо на глазах публики.
Спектакль играли на закате в парке «Алые паруса» в окружении высокого соснового «леса». От этого атмосфера становилась еще более мистической. Сценический дым, световые решения и другие художественные и музыкальные приемы дополняли реалистичность картинки. А зрители расположились прямо на траве вокруг действа, что сделало их частью большого и доброго русского обряда.
Все замерли в ожидании сказки. Ее запустили четыре «чудака-мужика», распевавших на хоровой манер народную песню о «северной стороне над речкою над Невой», напоминая о происхождении и доме театра. Затем к ним присоединялись остальные артисты, и начался, что называется, «полный отрыв», а на Руси говорили просто – «вечерка». Люди в валенках, в аутентичных льняных рубашках делали всяческие перевороты, хлопушки, присядки, визжали, кричали и танцевали с огромными приветственными плакатами "Theatre Pejo" и «Щас сыграем!»
Такой театр становится стихией свободы и приглашает к безудержной забаве. Он не нуждается в словах, репликах героев. Все понятно из характерных звуков – кряхтения, шипения, мычания и завывания. Деревянные маски, игра с тряпичными куклами, уличные потешные драки мужиков и баб, ярмарочный балаган, кидание подушками и шапками-ушанками под звуки гармошки заставляют испытывать первобытное веселье.
Мелодии менялись, как только менялось настроение персонажей и мизансцены. Тяжелые и низкие тональности оповещали о прибытии мифических существ – гигантских полулюдей богатырской силы, полубогов в кольчугах, с копьями, где вместо наконечников – небесные светила: звезда, месяц, солнце. Протяжный, почти плачущий звуковой фон сопровождал обрядовые моменты представления. Сюда же подключались варган и погремушки, цимбалы и шаманские бубны. Между сменой контрастных мелодий включались звуки – «ку-ка-ре-ку», что знаменовало восход, а резкая тишина, в которой слышно лишь стрекот сверчков – наступление вечера.
Неспроста в спектакле появляется засыпающий ребенок, которого по очереди убаюкивают колыбельной песенкой то мужичок, то домовой. Трогательная тема детства становится одной из ведущих в представлении. Да и по признанию самих артистов театра «Пэжо», задача уличного спектакля, в том числе, «погрузить зрителей в детство», заставить их почувствовать ребяческую радость от увиденных странных персонажей, населяющих пространство постановки.
В контрасте с этим спокойствием и умиротворением вечером по сюжету начинает происходить шабаш, игра домовых и лесных духов со зрителем, прямо как с тем младенцем, которому напевают на ушко колыбельную и устраивают забавное представление. В глазах ребенка-публики оживают обрядовые куклы, которых еще утром продавали на ярмарке, в руках деревенского мастера кусок глины превращается в пра-мужчину и пра-женщину, открывающих тему продолжения рода, традиций и народной культуры.
За 60 минут странствующие куклы очаровывают зрителя своими волшебными историями, магией зрелища, яркими костюмами и масками, передавая контраст эмоций, философию бытия и веру в добро.
Еще до начала представления горожане с любопытством разглядывали декорации, созданные художниками театра: домики, обвешанные пестрой тканью и узорчатыми коврами, деревянные лестницы, метелки, веревочки, разноцветный забор, из-за которого скоро выпрыгнут персонажи спектакля и пригласят стать его героями самих зрителей. По сути, представление началось уже задолго до того, как зазвучала музыка и артисты вышли на импровизированную сцену, ведь подготовка к спектаклю проходила прямо на глазах публики.
Спектакль играли на закате в парке «Алые паруса» в окружении высокого соснового «леса». От этого атмосфера становилась еще более мистической. Сценический дым, световые решения и другие художественные и музыкальные приемы дополняли реалистичность картинки. А зрители расположились прямо на траве вокруг действа, что сделало их частью большого и доброго русского обряда.
Все замерли в ожидании сказки. Ее запустили четыре «чудака-мужика», распевавших на хоровой манер народную песню о «северной стороне над речкою над Невой», напоминая о происхождении и доме театра. Затем к ним присоединялись остальные артисты, и начался, что называется, «полный отрыв», а на Руси говорили просто – «вечерка». Люди в валенках, в аутентичных льняных рубашках делали всяческие перевороты, хлопушки, присядки, визжали, кричали и танцевали с огромными приветственными плакатами "Theatre Pejo" и «Щас сыграем!»
Такой театр становится стихией свободы и приглашает к безудержной забаве. Он не нуждается в словах, репликах героев. Все понятно из характерных звуков – кряхтения, шипения, мычания и завывания. Деревянные маски, игра с тряпичными куклами, уличные потешные драки мужиков и баб, ярмарочный балаган, кидание подушками и шапками-ушанками под звуки гармошки заставляют испытывать первобытное веселье.
Мелодии менялись, как только менялось настроение персонажей и мизансцены. Тяжелые и низкие тональности оповещали о прибытии мифических существ – гигантских полулюдей богатырской силы, полубогов в кольчугах, с копьями, где вместо наконечников – небесные светила: звезда, месяц, солнце. Протяжный, почти плачущий звуковой фон сопровождал обрядовые моменты представления. Сюда же подключались варган и погремушки, цимбалы и шаманские бубны. Между сменой контрастных мелодий включались звуки – «ку-ка-ре-ку», что знаменовало восход, а резкая тишина, в которой слышно лишь стрекот сверчков – наступление вечера.
Неспроста в спектакле появляется засыпающий ребенок, которого по очереди убаюкивают колыбельной песенкой то мужичок, то домовой. Трогательная тема детства становится одной из ведущих в представлении. Да и по признанию самих артистов театра «Пэжо», задача уличного спектакля, в том числе, «погрузить зрителей в детство», заставить их почувствовать ребяческую радость от увиденных странных персонажей, населяющих пространство постановки.
В контрасте с этим спокойствием и умиротворением вечером по сюжету начинает происходить шабаш, игра домовых и лесных духов со зрителем, прямо как с тем младенцем, которому напевают на ушко колыбельную и устраивают забавное представление. В глазах ребенка-публики оживают обрядовые куклы, которых еще утром продавали на ярмарке, в руках деревенского мастера кусок глины превращается в пра-мужчину и пра-женщину, открывающих тему продолжения рода, традиций и народной культуры.
За 60 минут странствующие куклы очаровывают зрителя своими волшебными историями, магией зрелища, яркими костюмами и масками, передавая контраст эмоций, философию бытия и веру в добро.
Обозреватель проекта «Рускультпром» Анастасия Асташова.