НОВОСТИ

Разбор нового закона «О развитии креативных (творческих) индустрий».

О Федеральном законе «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации».

Федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» (Закон № 330-ФЗ) вступил в силу 5 февраля 2025 г. Он был разработан и принят во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Закон определяет и закрепляет понятие «креативные индустрии» как экономическую деятельность, связанную с созданием, распространением и реализацией уникальных продуктов, обладающих экономической ценностью. К ним относятся результаты интеллектуальной деятельности, а также продукция, услуги и работы, стоимость которых в значительной степени обусловлена использованием интеллектуальной собственности.

Цели Федерального закона «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации».

Основные цели закона:
  1. Создание условий для самореализации граждан на основе использования творческого и интеллектуального потенциала;
  2. Повышение уровня занятости граждан в сфере креативных индустрий;
  3. Государственная поддержка, стимулирование предпринимательской деятельности и развитие направлений креативной экономики на внутреннем и внешнем рынках;
  4. Поддержка образовательной деятельности и развития компетенций в сфере креативных индустрий.

«Доля креативных индустрий в экономике России может вырасти до 6% ВВП к 2030 году. А доля занятости в креативных профессиях увеличится с 4,67% до 15%», - отмечал помощник президента РФ Максим Орешкин.

Виды креативных индустрий, описанных в Федеральном законе «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации».

Законодательный акт определяет 4 основных вида креативных индустрий. Первый связан с использованием историко-культурного наследия, включая народно-художественные промыслы и ремесла. Второй охватывает создание и использование произведений литературы и искусства, в том числе исполнительскую деятельность. Третий вид относится к сфере информационно-телекоммуникационных технологий, включая разработку программного обеспечения, создание компьютерных игр, рекламу и деятельность СМИ. Четвертый вид — прикладное творчество, охватывающее дизайн, архитектуру и гастрономию.

Виды креативных индустрий:

1.Индустрии, основанные на историко-культурном наследии:
- народные художественные промыслы (НХП);
- ремесла; деятельность галерей,
- деятельность по представлению обществу музейных предметов и музейных коллекций;
- производство продукции с использованием изображений музейных предметов, музейных коллекций, зданий музеев и иных объектов культуры и культурного достояния).

2. Индустрии, основанные на произведениях литературы и искусства:
- литературные произведения;
- драматические и музыкально-драматические произведения;
- хореографические произведения;
- музыкальные и аудиовизуальные произведения;
- произведения изобразительного искусства;
- фотографические произведения;
- результаты издательской деятельности;
- результаты исполнительской деятельности (включая исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, в том числе театральные, цирковые, кукольные, эстрадные и иные театрально-зрелищные представления) и фонограммы.

3. Индустрии, основанные на информационно-телекоммуникационных технологиях:
- обработка данных и разработка программного обеспечения, в том числе с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности;
- создание компьютерных игр и видеоигр;
- деятельность по созданию и распространению информации;
- рекламная деятельность;
- деятельность аудиовизуального сервиса;
- создание и использование результатов интеллектуальной деятельности, предназначенных для использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в Интернете и СМИ.

4. Индустрии, основанные на прикладном творчестве:
- создание и производство одежды, аксессуаров;
- декоративно-прикладное и сценографическое искусство;
- дизайн;
- архитектура;
- гастрономия.

Единый реестр субъектов креативных индустрий. Кто создает и собирает реестр?

Закон определяет создание Единого реестра субъектов креативных индустрий, который будет содержать сведения о физических и юридических лицах, а также об индивидуальных предпринимателях.

«Закон о креативных индустриях можно назвать рамочным. Он определяет основные понятия регулируемой сферы, перечень индустрий, которые относятся к креативным и задает и направления поддержки - финансовая, имущественная, информационная, образовательная и иные.Правительство уже определило, что Минэкономразвития - ответственный орган исполнительной власти. Для реализации закона должны будут приняты подзаконные акты, в частности которые определят порядок формирования единого реестра субъектов креативных индустрий, критерии признания территорий креативными кластерами и другие критерии», – отметила Екатерина Калиничева, партнер, руководитель практики разрешения споров юридической фирмы Semenov&Pevzner.

Министерство экономического развития России в ближайшее время приступит к формированию единого реестра субъектов креативных индустрий. Реестр будет открытым и размещен на официальном сайте уполномоченного органа и позволит сформировать «максимально широкий объем данных о субъектах креативных индустрий в стране».

«Создание реестра креативных индустрий — один из стратегических шагов, который систематизирует сектор», — прокомментировала Татьяна Илюшникова, замминистра экономического развития России.

Порядок формирования и ведения единого реестра креативных индустрий будет определен в ближайшем будущем Постановлением Правительства.

Государственная поддержка субъектам креативных индустрий.

Субъектам креативных индустрий предоставляется господдержка. Она включает финансовую, имущественную, информационную, образовательную и иную помощь. Получив финансовую или имущественную поддержку, субъекты обязаны отчитаться о затратах на создание и продвижение креативных продуктов, а также о полученной от их реализации выручке. На данный момент нет детализированного плана по поддержке.

«Закон направлен на создание условий для самореализации граждан на основе их творческого и интеллектуального потенциала. Например, Закон предполагает возможность представления субъектам креативных индустрий финансовой поддержки в форме субсидий и грантов, полагаю, что это может благоприятно повлиять на коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности», – отметила Екатерина Калиничева, партнер, руководитель практики разрешения споров юридической фирмы Semenov&Pevzner.