НОВОСТИ

«Мои пьесы — это попытка задержать любовь на нашей планете». Интервью с Лилит Гулакян, драматургом, актрисой, поэтом, режиссером моноспектакля «Женщина наизнанку. Стендап сквозь слезы и стихи»

Стендап для вас не типичен, почему выбрали именно его?

Стендап — самая актуальная форма для подачи материала. Тема моноспектакля, как и в целом моих пьес — взаимоотношения мужчины и женщины. То, как отношения формируются сейчас, в XXI веке. Жанр позволяет сказать легко и весело об очень серьезных, и порой достаточно несмешных, печальных вещах.

Конечно, это не типичный для меня жанр. Я бы определила его как театрализованный стендап. Для обычного театра у меня слишком стендаперская подача, а для стендапа — слишком театрализованная. Мне хотелось высказаться перед публикой, перед людьми. Обсудить вопросы о взаимоотношениях полов не только со своими подругами. В нулевые годы я даже я вела рубрики на такие темы в глянце.

В первую очередь я поэт, потом стала пытаться писать прозу. У меня есть один написанный, но не изданный роман, который получил очень хорошие отзывы. Пробовала разные форматы, благодаря этому пришла к драматургии. Я понимала, что в стихах и прозе не услышишь ответа зрительного зала. А в стендапе выхожу один на один с публикой, и мне это очень интересно.

Когда вы начали писать стихотворения и где их можно услышать?

В семь лет я написала первое стихотворение, которое было встречено с большим энтузиазмом моими родителями. И потом не писала до 24 лет. В то время решила после филологического образования получить театральное. Поступала я в ГИТИС. Мне очень понравились абитуриенты театрального вуза, атмосфера, преподаватели. Но, к сожалению, я не поступила.

Помню, что в тот день выходила из здания ГИТИСа с очень грустными мыслями. Мне казалось, что искусство навсегда для меня останется чем-то потусторонним. Думала, неужели я не буду человеком искусства? Неужели мое место в зрительном зале?

На следующий день после этого вновь стала писать стихи очень хорошего качества. Сначала в стол, а потом начала думать о том, что мои стихи могут быть использованы в качестве текстов для песен. У меня даже был опыт сотрудничества с несколькими певицами. Стихотворения в музыкальном варианте сейчас можно найти в интернете.

Кроме того, мои стихи можно услышать вместе с музыкой композитора Александра Журбина в его мюзикле “Мышеловка” по знаменитой пьесе-детективу Агаты Кристи. Спектакль можно увидеть сейчас в Театре музкомедии в Санкт-Петербурге.

Как ваши стихотворения стали звучать в мюзикле «Мышеловка»?

Первая постановка мюзикла «Мышеловка» состоялась в 2003 году. Композитором для нее выступил Александр Борисович Журбин. Моя знакомая рассказала о том, что планируется поставить этот детектив в жанре «мюзикл» и известный композитор, Журбин, ищет поэта-песенника. Опыта в написании стихотворений для постановки на тот момент у меня не было. Мне казалось, что музыка для пьесы уже была написана, и стихотворения придется под нее адаптировать. Но Александр Борисович был человеком старой закалки, для него стихи были первичны, под них уже писалась музыка. Мне очень импонирует такой подход.

На тот момент Журбин находился в Америке, а я посылала свои стихотворения ему из Москвы. Приходилось очень много работать, чтобы Александр Борисович успевал писать арии и встраивать их в сценарий. Я вошла в раж и даже положила на стихи одну из сцен. Структура мюзикла предполагает, что сначала актеры говорят текстом пьесы в переводе на русский язык, а потом действие переходит в хореографические номера и пение. Во время танца актеры начинают петь мои стихотворения на музыку Александра Борисовича Журбина. Это было самое настоящее счастье — как процесс написания, так и, конечно, то, что я могла лицезреть постановку вживую.

В моноспектакле “Женщина наизнанку” вы режиссер и исполнительница главной роли. Как удается совмещать? Кто еще работает над постановкой?

Поскольку мы сейчас говорим о монопьесе, театрализованном стендапе сквозь слезы и стихи, я не думаю, что здесь нужен именно посторонний режиссер. Совмещать не сложно, всегда сложнее работать с коллективом, потому что несколько творческих людей в одном месте — это гремучая смесь. Я это познала во время постановки моей пьесы “Сеанс. Комедия абьюза”, где я была продюсером и отчасти режиссером, потому что весь коллектив принимал участие в режиссуре пьесы.

Тяжелее нести ответственность за постановку. Я люблю все контролировать, поэтому предпочитаю делать все сама, и с себя же потом спросить с пристрастием.

Стендап ассоциируют со смехом, легкостью. Почему решили добавить в спектакль слезы, грустные эмоции?

Любовь в XXI веке — это очень грустная история. Я могу сказать это как один из последних романтиков вообще на планете Земля. Для меня любовь — это топливо моего жизненного двигателя, моего вдохновения. Без любви я не могу ничего делать. И я с печалью осознаю, что в XXI веке любовь постепенно уходит из нашего мира. Быть может, вообще все мои пьесы — это попытка задержать эту прекрасную гостью на нашей планете.

Почему слезы? Мы девочки, женщины, а как мы можем без слез? Когда речь идет о любви — без слез не обойтись. Я считаю, что слезы прекрасны, они очищают душу.

На кого рассчитан моноспектакль? Поймут ли его зрители, мужчины?

На моих спектаклях бывают в качестве зрителей и мужчины. Они также способны переживать сильные эмоции, даже плакать. Моноспектакль, конечно, лучше поймут женщины, при чем разных возрастов, от 20 лет и до 80+. Ведь любви все возрасты покорны.

Мне кажется, что мужчинам полезно приходить на мой спектакль. Обычно мужчины приходят не сами, а со своими дамами, и на это очень приятно смотреть. Думаю, что мужчинам очень интересно меня слушать, потому что я не скрываю ничего, всегда говорю правду. У кого-то бывает шок, наверное. Но мы очень рады зрителям-мужчинам.

Что сподвигло поднять тему честности женщины с самой собой?

Любой человек, неважно, какого он пола, должен быть честным с самим собой. Если он врет себе, он врет и окружающим. Я думаю, что главный вопрос, на который мы часто сами себе врем — кто мы на самом деле? Иногда человек выбирает не ту профессиональную сферу. По разным причинам: не осмеливается перечить родителям или сам боится, если говорить о творческой профессии. А потом всю жизнь мучается. Я призываю — не врать себе. Если ты любишь, то должен осознавать это, а не бежать от любви, как это делают часто сейчас многие люди, в частности, мужчины. Они боятся любви, не знаю, по какой причине.

Быть честным с самим собой —значит понять, кто ты. Понять, в чем твой смысл жизни, в каком месте ты пригодишься лучше всего, в какой компании ты окажешься, кто будет твое окружение. Просто найдите мой спектакль «Женщина наизнанку» на Яндекс Афише, купите билет и - до встречи 28 апреля: там на месте я объясню, что я имела в виду!

Юлия Булатникова , обозреватель Рускультпром