«В моей голове каждая встреча рисуется по формату салона начала 19-го века». Интервью с Ириной Лукиной, зам. худрука Никитинского театра, организатором арт-квартирников.
Как появился проект «Квартирник» и есть ли аналоги?
Некоторое время Никитинский театр, в котором я работаю, был, к сожалению, без собственной площадки. Мы целый сезон не играли спектакли в постоянном режиме. Наличие свободного времени и подтолкнуло к идее создания проекта, в котором можно было бы задействовать себя и артистов.
В тот момент я переезжала из одной квартиры в другую, начала делать ремонт. Мне показалось, что получилось достаточно уютно, чтобы проводить небольшие, камерные встречи. Самое главное в таком формате, что у зрителей есть возможность пообщаться с артистами лично, задать интересующие вопросы. В Воронеже такие встречи проводятся редко, насколько мне известно.
Кто обычно становится приглашенным гостем «Квартирника»?
В первую очередь это артисты, так как я работаю в театре. Но иногда я приглашаю людей из других сфер искусства. Например, у меня в гостях были кинокритик Илья Клюев, художница Нового театра Александра Тикунова, поэтесса Полина Синева, фотограф Ольга Табацкая. Ольга прекрасно поет, и квартирник с ней получился музыкальным. В мыслях приглашать гостей не только из Воронежа, но это уже другой бюджет.
«Квартирник» – коммерческий проект?
Наверное, глупо было бы сказать «нет». В организацию встреч я много вкладываюсь, хотелось бы, чтобы в перспективе они приносили доход. Но сейчас мне это просто доставляет удовольствие. Когда вижу результаты – у меня вырастают крылья за спиной. В моей голове каждая встреча рисуется по формату салона начала19-го века. Хочется, чтобы мои гости чувствовали некоторую избранность, принадлежность к очень узкому привилегированному кругу.
Есть ли традиции на встречах?
На каждой встрече я подаю к столу ирники. Это плоские оладушки, рецепт которых изобрелся мной совершенно случайно некоторое время назад. А название родилось, когда я верстала логотип для социальных сетей. «Квартирник» условно поделился на три части: КВ, АРТ и ИРНИК. КВ – встречи в квартире, АРТ – тематика встреч, все, что связано с искусством, ну а ИРНИКАМИ стала называть оладушки.
Еще одна традиция – фотографии. На встречи регулярно приходят знакомые фотографы, на сегодняшний день это Лора Федорова и Катерина Акулова, которые фиксируют на камеру наши встречи. Они работают на энтузиазме, не берут денег за работу, потому что им интересно просто поприсутствовать на встрече. Благодаря им, у меня собирается огромный фотобанк, и каждая встреча остается в памяти.
Кого из гостей вы бы назвали самым запоминающимся?
Я предполагала такой вопрос. И ответа у меня нет. Каждый по-своему уникален.
Могу однозначно сказать, что самыми нервными для меня были встречи с Андреем Клочковым, так как он был первым гостем, и Андреем Мирошниковым, так как он один из самых известных театральных артистов в Воронеже, и лично до квартирника я с ним не была знакома.
Чем квартирники отличаются от более больших лекций/ встреч?
Своей интимностью, потому что человек сидит рядом с тобой за одним столом. Когда человек на сцене, а зрители за светом прожекторов, то артист их может и не видеть. Ты чувствуешь атмосферу, но все равно это какая-то общая масса людей, которая передает тебе настроение. А тут получается, что зрители и артист на расстоянии вытянутой руки. Некоторых зрителей это даже немного смущает.
Кстати после встречи каждый участник получает доступ в закрытый телеграм-канал, в котором я публикую анонсы будущих встреч, интересные новости из жизни театров, приоткрываю завесу закулисья Никитинского театра. Формируется закрытое сообщество, какое-то особое комьюнити.
Чем руководствуетесь при создании афиши?
Создаю ее по наитию. Например, пригласить Андрея Мирошникова я набралась смелости в период постновогодних праздников. Полину Синеву предложили пригласить мои подписчики. Ольгу Табацкую пригласила после того, как наткнулась на новость о ней в ленте соцсетей.
Очень хочу, чтобы мы встретились с Лешей Савиным, с которым был квартирник в январе, но уже на большой площадке. Чтобы это был концерт. Относительно большой музыкальной встречи веду переговоры и с Татьяной Солошенко. Очень надеюсь, что когда-нибудь мы состыкуем наши рабочие и личные графики и все получится.
Как думаете, насколько современный человек интересуется театром?
По статистике 6% населения ходит в театр. Над спектаклями часто приходится думать, это работа души. Видимо, современный человек настолько утомлен, что хочет просто развлекаться, а в театре это не всегда получается. Но, несмотря на статистику, большинство спектаклей Никитинского театра проходят при аншлаге. И это радует!