НОВОСТИ

Кокошники и короны снова в моде: как художница Серафима Злобина создает тренд на креативные головные уборы

Огромные кокошники с мухоморами, белоснежные короны Снегурочки и фантазийные головные уборы - творения Серафимы Злобиной привлекают внимание и поражают воображение. Пообщались с Серафимой про творческий процесс, любимые коллаборации и будущее кокошников в городской моде.


У вас очень самобытное творчество – креативные головные уборы. Как вы определяете себя в творчестве? Вы в первую очередь фэшн-дизайнер, художник или кутюрье?

Чтобы называться кутюрье в научном понимании, нужно иметь производство в Париже, это обязательное условие. Я определяю себя, исходя из сути своего творчества, основная цель которого — это не продажа, а создание чего-то нового. У каждого моего продукта есть идея. Поэтому могу сказать, что я занимаюсь творчеством в художественной сфере.

Как вы пришли к этой идее? Как родилась мысль, что вы будете создавать именно креативные головные уборы?

Все началось с моего увлечения фэшн-фотографией. Я начинала с того, что снимала сюрреалистические сюжеты, вдохновляясь фотографами, которые создают работы в сказочном стиле. Есть такой британский фотограф Тим Уокер – мне очень нравилось, как он развивает сказочные концепции в съемках. И в какой-то момент мне понадобилось создать сказочного персонажа для своей съемки, и не хватало красного большого головного убора. Так получился первый кокошник. Впоследствии я поняла, как это увлекательно для меня, и попробовала создать еще несколько вариантов. Я начала изучать славянскую мифологию, языческие мотивы, и все это соединила воедино, чтобы переосмыслить весь этот пласт и сделать что-то современное.

А как происходит сам процесс на практике от идеи до создания?

Процесс всегда начинается с идеи, а она, как правило, приходит в самый неожиданный момент. Чаще всего появляется идея, которую нужно срочно зарисовать. Потом я определяю, из каких материалов будет создан головной убор: ткани, мех, жемчуг. Затем подготавливаю каркас, вырезаю его, начинаю добавлять материал и обрабатывать стыки. Так, шаг за шагом, вырисовывается новый объект. Все головные уборы я создаю вручную.

Сколько примерно времени занимает этот процесс?

Если непрерывно от начала до конца заниматься созданием, то на это уходит три-четыре дня. Это включает в себя вышивку, сложные ювелирные движения, требующие моторики и внимания. Поэтому процесс требует времени.

Можете подробнее рассказать, кто сейчас основная аудитория ваших изделий?

В большинстве случаев, это творческие люди и артисты, которые в соответствии с образом приобретают изделия, либо берут в аренду. Например, музыкальные исполнители - группа «Узорица», которая часто использует мои работы. Также зачастую мои изделия используются в перфомансах. В данном случае, аудитория — это актеры, балерины и организаторы таких мероприятий. На удивление, третья категория аудитории —девушки и женщины, которые приобретают большие кокошники и короны для себя.

Это здорово, что человек может выражать себя самыми разными способами.
Да, как правило, это очень интересные женщины – это чувствуется через диалог, когда мы обсуждаем выбор изделия. Такой головной убор, если смотреть на его габариты и материалы, представляется как выбор на праздничный выход. И такой праздничный выход мои клиентки любят устраивать себе практически каждый день. Мне нравится этот подход.

Что вы чувствуете, когда сами находитесь в своих изделиях? Много внимания вокруг? И как это воспринимается изнутри?

Внимания очень много. Есть ощущение нахождения на сцене – будто это часть театрального действия. Была такая история: у нас проходила съемка в центре, на площади Восстания. И все модели, а их было человек девять, были в различных головных уборах. Там были не только кокошники, но еще и короны. И ребята решили – а давайте мы пройдемся по площади Восстания в самом центре, посмотрим на реакцию людей и поснимаем это. Конечно, внимания было очень много со всех сторон. Кто-то фотографировал, кто-то смеялся, а кто-то говорил прямо – респект вам, друзья. Это было очень интересно для меня - такой перфоманс.

Расскажите о своих любимых коллаборациях, о перфомансах и об интересных проектах, в которых вы участвовали?

Мне очень было приятно получить приглашение и поучаствовать в шоу Плющенко. Это было масштабное мероприятие: я отправляла корону и образы для шоу «Снегурочка» зимой в 23-м году. Актриса в моем головном уборе выступала в роли снежный царевны. Это было очень масштабно – огромная арена на тысячу зрителей. Было ощущение сопричастности, что я часть чего-то большого. Еще очень важное для меня сотрудничество было в коллаборации с ювелирным домом Аксенов. Это был благотворительный бал в Астории в ноябре 22-го года, темой мероприятия была «Царевна-лебедь». Все гости по дресс-коду были в бело-золотых костюмах. На это мероприятие я выполнила четыре работы. Три кокошника стандартных размеров, они были выполнены как традиционные, и еще один был двухметровый по ширине и практически метр в высоту – он был разработан специально для балерины, которая танцевала на мероприятии в театральном костюме. Моей задачей было сделать так, чтобы он идеально держался на голове. Все получилось!

Какие можете выделить актуальные тенденции? Что сейчас происходит в мире моды в России?

Я заметила, что появилось больше новых брендов, которые заменяют ушедшие. Еще замечаю, что очень много именно женских брендов. На самом деле, тренд на женственность происходит уже давно, но сейчас он особенно раскрылся. Очень приятно видеть людей, которые внимательно подходят к стилю. Я считаю, что люди в Петербурге увлекаются модой, и с этим все хорошо.

Для создания изделий вы используете в основном материалы российского производства, или приходится что-то заказывать из импортных материалов?

В ткани нет нужды, я всегда нахожу все здесь. А вот фурнитуру мне найти сложнее, потому что каждый раз мне требуется новая, я не могу все время использовать одно и то же. Приходится что-то заказывать из импортных материалов.

Как вы можете описать именно основные ценности вашего продукта, его внутреннюю идею?

Основная ценность – это переосмысление стереотипных визуальных образов на новый лад. Если брать за основу кокошник, мы все привыкли, что это красный ободочек с золотыми узорами, но это стереотипы. Может быть совершенно по-другому. И основная ценность, конечно, что нет никакого стереотипа, время постоянно меняется, и оно требует новых решений. Идея в том, чтобы придумывать всегда что-то новое.

Как вы работаете над узнаваемостью своего бренда?

Узнаваемость есть за счет основных моих работ, которые можно назвать мейнстримами. Допустим, среди всех работ аудитория очень хорошо запоминает один самый главный кокошник – большой с мухоморами. Еще за узнаваемостью стоит сама идея, что я делаю кокошники. Хотя помимо них я делаю еще короны, плюс у меня еще магазин шелковых платков.

Расскажите про ваши планы на будущее?

Через пять-десять лет я вижу, что моя творческая концепция развивается и за пределами страны. Я бы очень хотела поучаствовать в аукционах. Было бы интересно посмотреть с такой стороны на свое творчество и понять, как оно может продаваться под молотком. Еще я бы хотела поучаствовать в выставках современного искусства мирового уровня.

В ближайшей перспективе – мне бы хотелось продолжать участвовать в театральных представлениях и перфомансах, как те примеры, которые мы обсуждали. Я хочу выступать как художник на подобных шоу. И еще самые ближайшие планы – у меня состоится персональная выставка в Петербурге в октябре, и она будет сопровождаться фешн-шоу. Выставка откроется 27 октября и будет длиться ровно месяц, пройдет в арт-галерее One’s Mind Gallery на Шведском переулке 2. Приходите – буду рада видеть.