Основатель проекта «Рускультпром» Максим Андреев: «Главный капитал креативных индустрий — не станок, а интеллект и талант».
Как вы думаете, все ли понимают, что такое креативные индустрии?
Словосочетание на слуху, но его суть понимают очень узко. Для большинства креативные индустрии — это художник с мольбертом и дизайнер за компьютером. На самом деле, с февраля 2025 года в России действует закон, который официально определяет 24 направления креативных индустрий. Сюда входят и IT-разработчики, и создатели компьютерных игр, и рекламные агентства, и архитекторы, и даже гастрономия — например, сыроварня, которая создает уникальный продукт с историей. Это вся деятельность, где главный капитал — не станок, а интеллект, талант и уникальные идеи. Наша задача в проекте “Рускультпроме” — как раз и показывать этот масштаб.
Почему креативные индустрии сегодня рассматриваются не просто как "культурный проект", а как серьезный драйвер экономики?
Внимание не случайно. Это вопрос национальной конкурентоспособности и экономической безопасности. Во-первых, это мощный экономический сектор. По оценкам экспертов, доля креативных индустрий в ВВП России может вырасти до 6% к 2030 году, а занятость — с 5% до 15%. Это миллионы рабочих мест для талантливых людей.
Но важнее чистой экономики — синергия. Представьте: IT-специалист помогает создать цифровой двойник музея, дизайнер разрабатывает для этого музея современный мерч, а гастроном придумывает тематическое меню. В одиночку они просто профессионалы, а вместе — создают мощный культурный продукт. Именно такие коллаборации мы и стимулируем на наших мероприятиях ("Культурные встречи", "Культурный тур"). Это и есть развитие — когда традиции, будь то народный узор или старинный рецепт, встречаются с современными технологиями и бизнес-подходом.
С каким главным вызовом сталкиваются талантливые бренды из российских регионов, когда пытаются выйти из локального в федеральный масштаб?
Главная проблема регионов — это “стеклянный потолок”. Талантов много, уникальные бренды есть в каждом уголке страны. Регион может “вырастить” сильный проект, но для выхода на федеральный уровень ему часто не хватает ресурсов: связей, опыта масштабирования, доступа к крупным инвестициям.
Решение — в активной экспансии. Нельзя вариться в собственном соку. Нужно участвовать в федеральных форумах, таких как “Российская креативная неделя”, заявлять о себе на выставках, формировать бизнес-миссии в соседние регионы. Мы, например, в рамках “Культурных туров” как раз и выполняем роль такого “моста”, выводя региональные бренды на столичных партнеров и инвесторов. Нужно не ждать, когда тебя найдут, а активно выходить в свет.
Кто тот человек, ради которого вы затеяли "Культурные встречи" и "Культурные туры"? И что самое ценное, по вашей задумке, он должен унести с собой после вашего мероприятия — кроме визиток?
Наш идеальный участник — это “созидатель”. Неважно, дизайнер он, технологичный стартапер, владелец сыроварни или руководитель музея. Это человек, который хочет расти, искать партнеров и вдохновение.
С мероприятия он уносит с собой три главные вещи.
Первое — это нетворкинг: реальные контакты, которые превращаются в совместные проекты.
Второе — это новые знания: мы включаем в программу практические сессии по продвижению, праву, поиску инвестиций.
И третье, самое важное — энергию и уверенность, что его дело важно не только для его города, но и для всей страны. Мы создаем среду, где таланты находят друг друга.
Расскажите историю одного российского бренда или человека, которым вы помогли “пробиться”?
Чтобы было понятно, расскажу про сыроварню “Француженка” из Воронежской области. Это прекрасный пример того, как гастрономия — а это тоже креативная индустрия по закону! — выходит на новый уровень.
Это семейный бизнес, который делал потрясающие сыры по старинным французским рецептам, но был известен в основном локально. Мы помогли им стать частью большого культурного контекста. Их продукция стала частью наших “Культурных встреч” в Москве, мы рассказали их историю в наших медиа, познакомили владельцев с рестораторами и ритейлом. Это не просто “продать сыр”.
В итоге о “Француженке” узнали не как о “местном производителе”, а как о бренде с душой. Сейчас они активно масштабируются, и для нас это — лучший показатель работы.
Словосочетание на слуху, но его суть понимают очень узко. Для большинства креативные индустрии — это художник с мольбертом и дизайнер за компьютером. На самом деле, с февраля 2025 года в России действует закон, который официально определяет 24 направления креативных индустрий. Сюда входят и IT-разработчики, и создатели компьютерных игр, и рекламные агентства, и архитекторы, и даже гастрономия — например, сыроварня, которая создает уникальный продукт с историей. Это вся деятельность, где главный капитал — не станок, а интеллект, талант и уникальные идеи. Наша задача в проекте “Рускультпроме” — как раз и показывать этот масштаб.
Почему креативные индустрии сегодня рассматриваются не просто как "культурный проект", а как серьезный драйвер экономики?
Внимание не случайно. Это вопрос национальной конкурентоспособности и экономической безопасности. Во-первых, это мощный экономический сектор. По оценкам экспертов, доля креативных индустрий в ВВП России может вырасти до 6% к 2030 году, а занятость — с 5% до 15%. Это миллионы рабочих мест для талантливых людей.
Но важнее чистой экономики — синергия. Представьте: IT-специалист помогает создать цифровой двойник музея, дизайнер разрабатывает для этого музея современный мерч, а гастроном придумывает тематическое меню. В одиночку они просто профессионалы, а вместе — создают мощный культурный продукт. Именно такие коллаборации мы и стимулируем на наших мероприятиях ("Культурные встречи", "Культурный тур"). Это и есть развитие — когда традиции, будь то народный узор или старинный рецепт, встречаются с современными технологиями и бизнес-подходом.
С каким главным вызовом сталкиваются талантливые бренды из российских регионов, когда пытаются выйти из локального в федеральный масштаб?
Главная проблема регионов — это “стеклянный потолок”. Талантов много, уникальные бренды есть в каждом уголке страны. Регион может “вырастить” сильный проект, но для выхода на федеральный уровень ему часто не хватает ресурсов: связей, опыта масштабирования, доступа к крупным инвестициям.
Решение — в активной экспансии. Нельзя вариться в собственном соку. Нужно участвовать в федеральных форумах, таких как “Российская креативная неделя”, заявлять о себе на выставках, формировать бизнес-миссии в соседние регионы. Мы, например, в рамках “Культурных туров” как раз и выполняем роль такого “моста”, выводя региональные бренды на столичных партнеров и инвесторов. Нужно не ждать, когда тебя найдут, а активно выходить в свет.
Кто тот человек, ради которого вы затеяли "Культурные встречи" и "Культурные туры"? И что самое ценное, по вашей задумке, он должен унести с собой после вашего мероприятия — кроме визиток?
Наш идеальный участник — это “созидатель”. Неважно, дизайнер он, технологичный стартапер, владелец сыроварни или руководитель музея. Это человек, который хочет расти, искать партнеров и вдохновение.
С мероприятия он уносит с собой три главные вещи.
Первое — это нетворкинг: реальные контакты, которые превращаются в совместные проекты.
Второе — это новые знания: мы включаем в программу практические сессии по продвижению, праву, поиску инвестиций.
И третье, самое важное — энергию и уверенность, что его дело важно не только для его города, но и для всей страны. Мы создаем среду, где таланты находят друг друга.
Расскажите историю одного российского бренда или человека, которым вы помогли “пробиться”?
Чтобы было понятно, расскажу про сыроварню “Француженка” из Воронежской области. Это прекрасный пример того, как гастрономия — а это тоже креативная индустрия по закону! — выходит на новый уровень.
Это семейный бизнес, который делал потрясающие сыры по старинным французским рецептам, но был известен в основном локально. Мы помогли им стать частью большого культурного контекста. Их продукция стала частью наших “Культурных встреч” в Москве, мы рассказали их историю в наших медиа, познакомили владельцев с рестораторами и ритейлом. Это не просто “продать сыр”.
В итоге о “Француженке” узнали не как о “местном производителе”, а как о бренде с душой. Сейчас они активно масштабируются, и для нас это — лучший показатель работы.